GUESTBOOK   ENG / РУС
  Alexander Parkhomenko  
 
 
 
Publications in press Only in Russian

<<<назад
Казахстанская правда (г. Астана 02.11.2006)

Объединяя разное

В Российском центре науки и культуры в Астане проходит персональная выставка казахстанского фотохудожника Александра Пархоменко. Она посвящена малой родине автора - Павлодарскому краю и имеет символичное название «Как не любить мне эту землю?»

Еще мальчишкой Александр получил в подарок простенький фотоаппарат, едва ли предполагая, что тот день стал для него в определенной степени судьбоносным. Теперь, где бы он ни находился - в студенческой аудитории, на улицах города, в экспедиции в горах Тянь-Шаня, на мир смотрел через фотообъектив.

Это только кажется, что достаточно выбрать картинку и нажать на кнопочку. Мало "поймать кадр", гораздо важнее попытаться стать участником действия, уловить не только игру света и тени, цвета и полутонов, но и ощутить настроение и атмосферу увиденного. Тогда в результате получится фотоснимок, к которому захочется возвращаться вновь и вновь.

- Его картины стоят перед глазами! - говорила одна из посетительниц. - На днях была здесь сама, сегодня привела внучку.

- Как бы я хотел видеть это синее небо каждый день. Эта синева волнующе-таинственна, как в моих детских снах, - задумчиво произносил немолодой мужчина, надолго останавливаясь перед "уголком" экспозиции, где разместились фотографии из серии "Баянаульский национальный природный парк".

Вроде бы ничего особенного: жеребенок в осеннем лесу, березовая роща, лунный свет, разноцветье и разнотравье лугов Баян-Аула, уж столько раз запечатленные в живописи, на фото- и кинопленку. Наверное, секрет успеха в том, что Александр Пархоменко создает свои произведения на стыке фотографии и живописи, используя сложные компьютерные технологии. А сходство с живописными полотнами сознательно подчеркивает размером снимков, помещенных в массивные декоративные рамы. В его работах сочетается четкость формы фотографа-профессионала и метафоричность содержания, присущая в большей степени художнику. Потому сложно оторвать взгляд от серо-буро-рыжих камней, водной глади - то холодной, темно-зеленой, то искрящейся, васильковой, бурлящей. Одинокого дерева, из последних сил вцепившегося в камни, - корявого, сучковатого, с раскидистыми ветками-жилами, но зеленого, стойкого, живого. Или розово-алого заката, когда в воде отражается сразу три солнца...

Юношеское увлечение фотографией постепенно стало для Александра Пархоменко профессией, и педагогическое образование пригодилось. Почти двадцать лет (с 1977 года) он руководил созданной им детской фотостудией "Протон", а с 1994-го - возглавляет студию "Profi", преподает курс фотомастерства студентам факультета дизайна Павлодарского университета.

Творчество А. Пархоменко известно далеко за пределами Казахстана: он лауреат многих конкурсов, его работы видели в России, Германии, Югославии, Чехии, Болгарии, Испании, Франции. Как фотограф и дизайнер, он участвовал в оформлении многих изданий, а в настоящее время трудится над созданием фотоальбома по истории православия в Казахстане.

Сюжеты ряда фотокартин продуманы им до деталей, у них ясная постановочная композиция, видна кропотливая работа с натурщиками, для которых тщательно выбираются костюмы, украшения, макияж ("Святочные гадания", "Цыганка", "Мужчина со скрипкой"). Портреты, выполненные А. Пархоменко, каждый раз раскрывают индивидуальность человека: мы видим элегантного и чуть недоверчивого поэта Евгения Евтушенко, мудрого деда Матвея, не по годам серьезного мальчугана ("Глаза детства"). Блеск орденов и медалей на груди пожилой женщины-фронтовички не могут затмить горечь воспоминаний в ее глазах ("Незабываемое..."), а лукавая усмешка "средневекового" продавца книг в малиновом берете невольно заставляет улыбаться и тебя. Создал фотограф и серию, посвященную Женщине - незнакомке, возлюбленной, матери: изгиб женского тела повторяет форму скрипки, его белизну и совершенство подчеркивает струящийся свет или легкий газовый шарф, тяжелые каштановые волосы разметались по бархатной бордовой накидке. Нельзя не заметить фотоснимок "Ожидание", где в закатный час на открытой террасе будущая мать наблюдает за полетом птиц.

Экспериментирует А. Пархоменко и с жанром фотонатюрморта, представляя нам как экзотические композиции - с ананасами, искрящимся в бокале вином, апельсинами, зернами граната с капельками выступившего сока, орехами и сырами, - так и "дачные зарисовки", где очень узнаваемо, по-домашнему расположились на столике старенький бидончик, стручки перца, незатейливая зелень с грядки.

- Нет слов! Просто супер! - выражали свои впечатления столичные гимназистки Дина и Жансая, прикрывая рот ладошкой, чтобы не нарушать тишину зала.

Девочек попросили оставить несколько слов для автора в книге отзывов. Они сначала смутились и отказались, а потом, перешептываясь и поправляя друг друга, написали так: "Мы часто многого не замечаем в повседневной жизни: ни прелести заката, ни нежности берез, ни трогательности в образе беременной женщины, ни того, как человек и природа могут быть единым целым. А вы открыли все это для нас, помогли ощутить дыхание природы, человеческого чувства". Не правда ли, замечательные слова благодарности и признания?

Поэзия не только звучный стих, Она живет и в образах твоих, - так отозвался об увиденном другой посетитель выставки.

В творчестве фотохудожника Александра Пархоменко есть и открытия, и творческая неуспокоенность, и любовь к родному краю качества, делающие его работы поэтичными и запоминающимися.

  Наталья КУРПЯКОВА.
<<<назад