Этим летом в Берлине, в Русском Доме, прошла выставка работ известного фотохудожника Александра Пархоменко «В объективе — Казахстан». По отзывам тех, кто ее посетил, а это более восьми тысяч человек — граждан Германии и бывших соотечественников из СССР, они открыли для себя Казахстан не только как новое независимое государство, но и как удивительно красивую страну, населенную не менее красивыми людьми. И забегая вперед, скажу, что такие же фотовыставки при участии российских посольств намечаются в Вене и Париже. А несколькими месяцами раньше вышел альбом избранных фотографий Александра за 30 лет его увлечения фотоискусством. Издание стало не только событием в культурной жизни области, но и раритетом.
В семье Пархоменко фотоаппарата не было. И когда четвероклассник Саша заглянул в глазок «Смены-8», принесенной кем-то из учеников в школу, и увидел окружающий мир по-иному, это было началом его увлечения, которое переросло не столько в профессию, сколько стало целью и смыслом жизни. На следующий год, 23 февраля, родители, зная мечту сына, подарили ему точно такую же «Смену». (Дата для Пархоменко памятная — отправная точка его творчества.)
—С этого дня начались мои страдания, — смеется Александр. — В 14 лет известный в области и. республике фотомастер Едиге Ниязов привел меня в фотоклуб «Орион». (Было такое общественное объединение в Павлодаре, которое, несмотря на то, что ютилось в подвале, выпестовало не один десяток мастеров фотодела, в том числе и именитых. —С. Г.) Через полгода,—продолжает рассказ Пархоменко, — я принял участие в конкурсе фотоклуба по тематике «Натюрморт». Ночами, когда дома все засыпали, я превращал зал в фотостудию со светильниками, натаскивал посуду с кухни, другие атрибуты натюрморта и, комбинируя композиции со светом, искал выигрышные точки съемок. В итоге — на конкурсе одна работа получила первое место, другая — приз зрительских симпатий, а третья — третье место.
Дальше, с ростом мастерства и известности, выставки пошли, как говорится, косяком. Всего с 1975 по 2007 год их было, включая в Русском Доме Берлина, около ста. Причем не только в бывшем СССР, но и за его пределами — Испания, Аргентина, ФРГ, Болгария, Чехия, Сингапур и еще с десяток стран. И на многих этих смотрах мировой фотографии Александр Пархоменко был отмечен.
Здесь следует сделать ремарку. Если, скажем, с 1975 по 1985 год он чуть ли не ежемесячно участвовал в различных фотовыставках, то в последующее время — от случая к случаю. Столь разительный кон-траст произошел не потому, что фотомастер пресытился подобными «вернисажами». Все гораздо проще. Он начал относиться к себе и своему творчеству еще строже, чем прежде, и лишь «самые-самые» лучшие снимки, которые он затем не единожды выбраковывал, удостаивались чести быть посланными на фотовыставку, при этом независимо от ее ранга и места проведения.
Были и другие причины редкого появления на выставках его фотографий. В 1977 году Александр организовал детскую фотостудию «Руссар» при Ильичевском районном Доме пионеров. Затем, учась на химико-биологическом факультете педагогического института, создал фотостудию «Фотон» в областном Дворце школьников. Руководя ею более 15 лет, он так наладил работу юных фотографов, что фотостудия была удостоена звания «Народный детский коллектив», а сам Александр стал «Отличником народного просвещения». И, работая с детьми, он еще ухитрился участвовать в научно-исследовательских экспедициях Академии наук Казахстана, изучающих птиц и животных. Сегодня А. Пархоменко, основатель и руководитель павлодарской профессиональной фотостудии «Profi», преподает курс фотомастерства в художественном колледже и в местном государственном университете на факультете дизайна.
Возможно, то, что Александр в свое время учился в музыкальной и художественной школах, тяга к эстетике вылились у него в художественную фотографию.
— Все мои поиски продиктованы тем, чтобы расширить изобразительные возможности фотографии на стыке с другими видами изобразительных искусств — графикой, живописью, голографией, рельефным изображением и так далее, — объясняет свою позицию Александр. — Я хочу показать, что нет предела фотографическому творчеству. А то, что меня ругают некоторые фотографы, скажу так. Когда в 1839 году фотография появилась на свет, она долгие годы была гонимой, так как художники характеризовали ее как подражание живописи, добавляя, что фотография невыразительна и долго не проживет. А она назло всем взяла лучшее у всех видов искусств, что были до ее появления, и внесла то, чего нет у других средств отображения действительности. Вот и я пытаюсь создать фотокартины, совмещая фото, графику и живопись. На мой взгляд, это новое направление.
Спрашиваю А. Пархоменко: почему в его творчестве красной нитью проходят пейзажи Баянаула, натюрморты, портреты?
— Баянаул — это моя любовь, — последовал ответ. — Что касается натюрморта, то я заметил, что большинство фотографов не любят их снимать, считая неинтересным делом. А я скажу, что снять натюрморт и передать философию предметов — это кропотливейшая работа. Я, бывает, неделями передвигаю и компоную «реквизиты», подбираю свет и так далее. А как иначе передать красоту и необходимость того, чем мы пользуемся, любуемся? Обычные стеклянные бутылку или банку из-под огурцов, к примеру, можно снять так, что они будут казаться хрустальными. Теперь о женщинах. Что может быть восхитительней и прекрасней женщины, а особенно той, что ждет ребенка?! Если говорить о портретах, то там меня привлекают глаза — зеркало души.
|
Александр не лукавит. В недавно вышедшем альбоме «Мгновения» есть портрет российского поэта Евгения Евтушенко. Когда тот несколько лет назад приезжал в Павлодар, Александрр четыре дня был с ним и поймал момент, когда гость в красной тревожной рубахе недоверчиво и как-то настороженно смотрит на кого-то невидимого, а за спиной поэта на фоне багрового заката — каркасы церковных куполов. А взять черно-белую серию фотографий «Незабываемое», где запечатлены при наградах ветераны войны—седые и изувеченные пожилые люди, с глазами, в которых настыла боль. И глядя на фото, ее чувствуешь.
Каждый снимок 250-стра-ничного альбома фотохудожника — это мгновения нашего бытия и быта. Александр Пархоменко по-своему увидел их и передает нам, чтобы и мы в обыденном увидели прекрасное.
|