Настоящий подарок сделал нам Российский культурный центр в эту субботу. Причем не только астанчанам, а жителям сразу нескольких городов. Самым ценным было содержание «подарочной коробки». В этот раз наше воображение поражали отнюдь не шаманы, специально выписанные с российского Алтая, и даже не модный балетный коллектив откуда-нибудь из Северной Пальмиры. Гвоздем программы стала выставка известного фото-художника - павлодарца Александра Пархоменко. А гостями и участниками мероприятия были десятки казахстанских поэтов и бардов.
Одно из главных достоинств работ Пархоменко в том, что они... разные. Причем, разные очень неожиданно. Люди, предметы, пейзажи. Работает он и в жанре «ню». Пархоменко хорошо покидало по свету, его фотокамера «повидала» многое. Однако в Астану Александр (язык не поворачивается называть этого бодрого и в сущности молодого человека -Васильевичем) привез свои «чисто павлодарские» работы. Еще одно призвание Пархоменко - педагогика. Впрочем, пусть он расскажет о себе сам.
- Снимать, начал с пятого класса. Уже в 1966 году фотография стала главным увлечением моей жизни. В Павлодаре тогда фотокружков не было, поэтому я несколько лет варился в собственном соку, искал специальную литературу. Еще семиклассником, попал во взрослый фотоклуб «Орион». Отношение к фотографии там было очень серьезное, «Орион» устраивал огромное количество выставок, в которых я начал участвовать. До начала 90-х годов в моем «послужном списке» числилось уже больше ста международных выставок. Были и награды, например в Ростоке (ГДР) обер-бургомистр города вручил мне хрустальный гран-при, главную награду международного фестиваля.
- Александр, помните свою первую камеру?
- Конечно, «Смена 8-0» за 15 рублей. Она служила мне верой и правдой не один год. «Смена» многим дала старт...
- Правда, что десятки людей считают вас наставником?
- По образованию я педагог, закончил пединститут, биолого-химический факультет. Знание химии, биологии, природы, педагогика -все это слилось. Для меня, как для фотографа, знать все это просто необходимо. Двадцать лет я руководил фотостудией при Дворце пионеров. В 1986 году она получила звание образцового народного детского коллектива - одна из трех на весь Советский Союз. Такие студии были в Красногорске под Москвой, в Тирасполе и у нас в Павлодаре. Причем звание мы получили, когда проводили у себя всесоюзный фестиваль.
- Для Павлодара тех лет это, наверняка, было очень серьезное достижение?
- Но не первое. Красногорский механический завод, который выпускал знаменитые «Зениты», с 1980 года проводил всесоюзный детский фотоконкурс «Глазами детей». И вот в 1984 году мы неожиданно получили на нем гран-при. Это был «Фотоснайпер» -фоторужье, по тем временам очень дорогостоящее и ценное приобретение. В тот же год журнал «Советское фото» открыл рубрику «фотоюниор». Первой большой публикацией стали работы именно моих учеников.
- У вас есть очень выразительные портреты. Это случайные люди, или вы снимаете своих близких?
- В одном из этих залов висят исключительно снимки моей супруги (мы тезки - ее зовут Александра Васильевна). Но иногда я работаю с совершенно незнакомыми людьми, которые зашли в студию на 15 минут, чтобы сняться на документы. Я вижу, что типаж интересный, и уговариваю сделать еще несколько снимков. Например, похожий на Льва Толстого мудрец «Дед Матвей» попал к нам именно так.
- Извините, но ведь в том зале висят работы, как бы... в стиле «ню»?
- Не как бы, а именно так это и называется. С французского «ню» переводится - «обнаженная».
- Многие не решились бы выставить обнаженное тело жены на общее обозрение...
- Практически ни на одной фотографии не видно лица. А если и видно, то все сделано со вкусом, эстетично, и я считаю, что скрывать ничего не приходится. А чтобы вызвать интерес, побудить фантазию зрителя созерцать то, что я предлагаю, не все делается понятным. Зритель видит фрагмент, загадку и каждый дорисовывает в воображении то, что он хочет видеть.
- А когда вы работаете с другими обнаженными моделями, супруга не ревнует?
- Она практически всегда находится рядом.
- Говорят, что «ню» популярно сейчас даже в семейных альбомах. К вам обращаются с такими заказами клиенты, может быть, семейные пары?
- Обращаются, и ничего странного в этом нет. Обнаженное тело, когда оно «сделано» мастером всегда красиво. Когда от человека исходит желание сделать что-то необычное, это всегда имеет интересный творческий результат.
- То есть вам как фотографу доверяют?
- Наверное, работает профессиональное имя. И потом такие предложения не поступают от случайных людей.
- Последние 12 лет вы не выставлялись, почему?
- Копил материал, работал. Перестройка, 90-е годы были очень тяжелы для СНГ и нашей республики. Было много выставок, показывающих всевозможные проблемы: нищих, калек, катастрофы. В это время душе как-то не пелось. Сейчас все изменилось в лучшую сторону, бывший Советский Союз становится на ноги. И эта выставка отклик на время, которое сейчас настало. Я показываю то, что мне нравится.
- Вернется ли рассвет «советской фотографии»?
- В 80-е году наша детская фотография (и не только) переживала настоящий бум, которому поражались и в Европе и в Америке. Наверное, сказывался недостаток цветной бумаги и пленки, это побуждало сделать из ничего что-то хорошее - голь на выдумки хитра. Сейчас все возрождается, я преподаю в университете и в колледже, и вижу, что любовь к фотографии у молодых возвращается.
Так вышло, что этого замечательного мастера астанчанам «подарил» Российский культурный центр. Кстати, его работники уверены, что одной выставки недостаточно. Руководитель центра Борис Калинич, считает, что работы Пархоменко должны увидеть в Западной Европе и даже в Индии. Однако не сейчас. Для зрителей искусство актуально всегда, но вот фотохудожнику лучше посещать дальние края весной и летом, в пору расцвета, чтобы успеть запечатлеть самое яркое.
Теперь о поэтах. Собрать такой кворум пишущей братии из разных городов - задача нелегкая. Павлодар, Петропавловск, Экиба-стуз, Астана, Алматы, Усть-Каменогорск, Темиртау, Кургальджи-но... Но с этим отлично справился руководитель Республиканской ассоциации творческих инициатив и клубов «Истоки» Михаил Кохнович. Свои стихи на встрече читали как настоящие поэты (пусть малоизвестные), так и просто «пишущие». Собственно «Истоки» и создавались, чтобы собрать таких людей, и дать им дорогу в мир литературы.
Сам Александр Пархоменко ничуть не возражал против такого «продолжения банкета». Дар есть дар - выступления поэтов и бардов только дополнили выставку, превратив ее в настоящий творческий вечер.
|